Ансамбль тульского кремля
Время постройки: XVI-XIX в.в.
В историю средневековой Руси Тула вошла как крепость, построенная по указу Василия III в центре Засечной черты на пересечении с Упой древней дороги, шедшей из Москвы на юг и одновременно - месте подхода к засекам водораздела, известного как Муравский шлях - пути, которым чаще всего пользовались крымчаки для нападений. Строительство этой крепости - кремля началось в 1507 г. и завершилось в 1521 г. Кремль являлся уникальнейшим фортификационным сооружением своего времени. Он был приспособлен для использования в обороне артиллерии, флангового обстрела нападавших, «подошвенного» боя. При строительстве были применены и другие технические и тактические новинки начала XVI в.
Тула относится к тому небольшому количеству исторических городов (чуть более 2-х десятков!), в которых имеется достаточно хорошо сохранившийся комплекс кремля, включающий стены, 9 башен (1507-1520): башня Водяных ворот, башня Ивановских ворот, башня Ивановская (Тайницкая), Наугольная башня, Никитская башня, башня Одоевских ворот, башня на Погребу, башня Пятницких ворот, Спасская башня, Успенский собор (1762-1766), Богоявленский собор (1855-1862), торговые ряды (1-ая пол. XIX в.). В 2007 году кремль отметил своё 500-летие.
План города подчёркивает значение кремля как градостроительного центра. На башни кремля ориентированы улицы города: на башню Одоевских ворот ориентирована центральная магистраль города – проспект В.И. Ленина (бывшая Киевская), на Никитскую башню - улица Тургеневская (бывшая Барановая), на Спасскую башню – улица Революции (бывшая Воздвиженская) и т.д. Таким образом, город формировался вокруг кремля и основных дорог, направления которых дошли практически неизменными до наших дней.